Интернет и социальные сети во благо: возможно ли это для христианина?- архимандрит Виктор (Коцаба)

DSC_0065Для того, чтобы попытаться полноценно ответить на вопрос о том, каков именно характер влияния оказывает Интернет на жизнь православных христиан, давайте сделаем краткий экскурс в историю развития всемирной сети.

История Интернета

В наше время представить себе современную жизнь без Интернета невозможно, хотя около 50 лет назад о нем никто даже и не думал. Интернет за последний десяток лет уже перестал быть диковинкой, развлечением, или узкоспециальным инструментом. Интернет стал частью культуры и повседневной жизни людей в любой стране нашей планеты. Проводятся исследования, посвященные Интернету и его влиянию на жизнь людей, создаются законы, касающиеся Интернета: например, закон о запрещении рассылки «спама».

Но что такое Интернет?

Internet – это общемировая совокупность компьютерных сетей, связывающая между собой миллионы компьютеров. Зародышем ее была распределенная сеть ARPAnet, которая была создана в конце 60-х годов.

Принципы организации этой сети оказались настолько удачными, что многие учреждения стали создавать собственные сети на тех же принципах. Эти сети стали объединяться между собой, образуя единую сеть с общим адресным пространством  подобно тому, как все телефонные станции одного города поддерживают единую систему номеров.

Эта единая сеть стала называться  Internet. До середины 90-х годов Internet использовался в основном для пересылки электронной почты. Были доступны и другие возможности: телеконференции – обмен мнений с помощью электронных писем; серверы новостей – рассылка новостей по темам; файловые серверы – хранилища файлов, которые пользователь может получить в виде письма, направив специальный запрос. Пользоваться перечисленными возможностями было не так-то просто, поэтому примерно до 1993 года Internet использовался в основном лишь в научной среде.

Затем ситуация в корне переменилась. Причиной этому стало появление и широкое внедрение в сети новой службы  –  World  Wide  Web, в буквальном переводе – «всемирной паутины» (сокращенно ее называют WWW или Web).  Это содержащаяся в Internet всемирная распределенная база документов. Каждый  компьютер, имеющий постоянное подключение в Internet, можно использовать в качестве Web-сервера и поместить на него документы, которые желательно сделать общедоступными. Теперь стало возможным за несколько минут побывать на Web-серверах в десятках разных стран.

Простота доступа к Web-страницам привела к тому, что к Internet стал подключаться самый, что ни на есть, массовый пользователь – всем сеть Internet интересна, полезна, а многим даже жизненно необходима. Количество пользователей стало лавинообразно расти – увеличиваясь в несколько раз в год. На Web-серверах стала размещаться различная  информация – сведения о фирмах, реклама товаров, советы по эксплуатации и техническая документация на товары и т.д. Политические партии и общественные организации публикуют в сети материалы о своей деятельности, программы и обращения. На Web-серверах университетов можно прочесть научные труды их сотрудников, сведения о приеме и выпуске студентов и учебные планы. Многие газеты и журналы выходят сразу и в печатном, и в электронном виде, как Web-документы. Имеется также огромное  количество информации по финансам, бизнесу, промышленности, спорту, культуре,  развлечениям, хобби – практически по всем сферам человеческой деятельности.

В целом, если подводить черту под сказанным, следует отметить – неоспоримым преимуществом Интернета является мгновенный обмен информацией. Более того, всемирная паутина хранит неимоверные объёмы данных. Пара секунд – и вот вы читаете интересную книгу, общаетесь с другом, с противоположного полушария и находите исчерпывающие ответы на ваши вопросы. И дело не ограничивается поиском, поскольку, посмотрев фильм, можно сразу же оставить о нём отзыв и обсудить с другими зрителями, прочитать статью и тут же спросить специалистов, насколько она корректна. Учитывая все это, с уверенностью можно сказать, что отношения между людьми, образование, досуг, личностное самосовершенствование – все это сильно преобразилось с развитием Интернета.

 

Интернет для православных – «за» и «против»

Оценивая процесс становление Всемирной паутины, мы кратко затронули в большей степени технические аспекты.

Ведь мы говорили о скорости передачи информации, возможности доступа к практически любым данным, значительном упрощении прямого общения между представителями различных континентов и так далее.

Однако это только внешняя оболочка. Интернет таит в себе много тайн и сюрпризов, которые оказывают серьезное влияние на духовную жизнь человека. И нам, православным христианам, необходимо об этом ежесекундно помнить, поскольку от понимания соответствующих проблем и правильного реагирования на них зависят вещи, которые по своей сути во сто крат важнее мгновенного обмена информацией или доступа к «бездонным» электронным библиотекам.

Сейчас я предлагаю поговорить о тех невидимых на первый взгляд опасностях, которые подстерегают нас на просторах Интернета. Принимая во внимание невозможность охватить в моем выступлении весь масштаб существующих проблем, постараюсь обратить ваше внимание на наиболее показательные случаи и примеры.

Начнем с того, что Интернет – это виртуальный мир, который способен полностью поглотить своего пользователя, сделав из него безвольную игрушку чужих страстей и пороков. Вырывая нас из привычной действительности, где нас окружают родные и друзья, сложившаяся система моральных и духовных ценностей, четкое разделение «хорошего» и «плохого», компьютерная реальность способна перепрограммировать внутренний мир человека, сбить его духовные «настройки», предлагая некий суррогат из мистики, душевного надрыва, возможности быстрого превращения в «виртуальных супергероев» и «образцов для миллионов последователей».

Прискорбно, что на эту уловку чаще всего попадается подрастающее поколение, представители которого в погоне за якобы наполненной каким-то важным смыслом действительностью не только утрачивают свои личности, но и становятся жертвами дьявольских экспериментов. Здесь я хочу более детально остановиться на нескольких ужасающих случаях, когда Интернет приводил подростков к смерти.

Весомым подтверждением этому тезису служит недавнее расследование «Новой газеты», которая пыталась разобраться в причинах суицида 130 детей, которые лишили себя жизни в период с ноября 2015 по апрель 2016 года.

В этих самоубийствах есть много общего. Например, в десятке случаев школьники, прежде чем сделать свой последний шаг, снимали куртки. Часть детей получали смс-сообщения и звонки, после которых уходили со своего обычного «школьного маршрута» и совершали самоубийство. По утверждению издания, как минимум 80 погибших детей участвовали в специальных играх, ведущих в закрытые сообщества, где пропагандируют смерть.

Таких сообществ не меньше полутора тысячи, и это целая система. Дети следовали инструкции закрытых групп «ВКонтакте». В них черным по белому написаны указания: например, чтобы прыгнуть, вы должны снять куртку. Журналисты издания пообщалась с Ириной, мамой одной из погибших девочек — 12-летней Эли.

Школьница казалась себе полной и почти ничего не ела, кроме салатов. Последние месяцы девочка все время хотела спать, хотя ложилась вовремя. Ирина проверяла, заходила к ней в комнату через час, а потом и через два — ребенок спал. Утром девочка с трудом вставала, и приходилось все чаще из-за этого пропускать школу.

Только после гибели дочери Ирина узнала, что «ВКонтакте» была группа под названием «РАЗБУДИ МЕНЯ В 4:20». В группе состояло 239 862 подписчика. По словам мамы, ее дочь постоянно просыпалась в указанное время и с кем-то беседовала до 6 часов утра. 25 декабря девочка упала с крыши многоэтажки. В тот день погибло еще четыре школьника.

Дети-участники пропагандирующих суицид сообществ получают задания рисовать китов, бабочек, делать шрамы. Бабочек — потому что они живут один день, китов — потому что они выбрасываются на берег. Все эти упражнения дают детям доступ к закрытым группам, где они участвуют в некоем отборе и готовятся в смерти. Кроме того, подросткам давали задания написать эссе о Рине — девочке, из которой эти закрытые группы сами сделали мем.

23 ноября 2015 года в одном из сибирских городов 16-летняя школьница, известная в сети как Рина, легла на железнодорожное полотно. Она это сделала буквально в нескольких метрах от движущегося в ее направлении грузового поезда. Машинист предпринял экстренное торможение, но остановить состав не смог. Фото искромсанного тела девочки было выложено в интернет почти мгновенно. Социальные сети взорвались, на ее страницу «ВКонтакте» пришли тысячи детей. Подростки оставляли записи: «Рина, ты лучшая! Как жаль, что я тебя не знала, ты мой герой, я тебя люблю, у тебя такие глаза, ты как будто сошла к нам с аниме». Фотография Рины — озорной девчонки в малиновой шапочке, шарф закрывает ей пол-лица, рот и даже половину носа — превратилась для детей в «икону».

«Раскрутка» смерти Рины была тщательно спланирована, утверждают авторы расследования.

За перепосты о ней платили, на многочисленных копиях ее страниц в интернете администраторы сетевых групп приглашали: «хотите купить, регистрируйтесь». Продавались и покупались видео и фото с могилы, кусочки шарфа с кровью, скрины ее переписок.

Стоит отметить, что Рина тоже перестала нормально есть, решив, что она полная, проколола нос и губу, не спала по ночам — в ушах наушники, в руках планшет. На просьбы мамы лечь спать, отвечала, что не желает, поскольку она играет в интересную игру.

Исходя из полученной информации, журналисты пришли к выводу, что с детьми работают взрослые люди — системно, планомерно и четко, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Работают со знанием их пристрастий и увлечений, используя любимую ими лексику и культуру. Работают со знанием психологии, внушая девочкам, что они «толстые», а ребятам, что они — «лузеры» для этого мира. Потому что есть иной мир, и вот там они — «избранные».

При этом процедура затягивания в игру довольно проста. Ребенок следует по приглашениям из сообщества в сообщество, пока не получает приглашение в группу закрытую.

Чтобы попасть на определенный уровень, нужно выполнить задания — фото с порезами рук, творчество, посвященное Рине. Мама погибшей Эли прошла этот путь со страницы дочери. Дальше, как только женщина ответила, что готова к смерти, к ней чуть ли не моментально стали добавляться в друзья целыми партиями разные люди. Каждый начинал с ней переписку, она не спала две ночи подряд, отвечала. Как только кто-то из приглашенных проявляет здравый смысл, например, высмеивая ситуацию, — его сразу удаляли, то и дело появлялась надпись «минус один». Те, кто продолжал разгадывать задания всерьез, все были приняты в закрытую группу. Из 49 детей взяли 34.

В определенный момент для попавших в закрытую группу детей включается обратный отсчет. Организаторы используют определенного рода литературу, зачастую подменяя или переиначивая смысл написанного в этих книгах. Происходит грубейшая манипуляция смыслами и придуманными символами, превращенными тайными «кукловодами» в мем. Но дети, которые спят только по полночи и для которых Рина — кумир, принимают все за чистую монету. Используются записи на иврите, цифры, отсылающие к Корану, Библии и Торе и всевозможным деструктивным религиозным культам. Все отсылы связаны, так или иначе, с цитатами о смерти.

В дополнение крутятся среди детей люди с никами рейхов, вольфов, с фашистской и сатанинской символикой. Все это под заунывную монотонную мелодию на очень низких частотах и кровавые видео.

Детям, для которых включен отсчет, присваивается номер, рассказал женщине13-летний мальчик. Она начала расспрашивать, а тот рассказал, что у каждого будет Судный день и каждому дата, время и способ смерти будут назначены. Она попыталась продолжить расспросы, но мальчика тут же отовсюду удалили. Он пропал. «Вы можете быть очень даже принимающим и все понимающим родителем, но ваш ребенок каждый день получает свою дозу интоксикации от этих интернетовских свалок, — пишет издание. — У него в руках гаджет, в ушах наушники. Он не расскажет теперь о том, что происходит: ему это строго настрого запретили, — это тоже одно из условий для приема на третий уровень интерактивной игры в закрытых группах. А еще запретили не отмечаться в группе на протяжении 48 часов — под страхом изгнания. Знаете почему? Через 48 часов то, что в человека планомерно и продуманно впихивали, может отойти, как наркоз. Человек станет восприимчив к другой информации, у него может включиться критический разум. Это — методы сект».

Очень близка по своей сути к сказанному и проблема вовлечения человека в водоворот он-лайн игр.

Каждый год индустрия компьютерных развлечений предлагает геймерам, то есть игроманам, всё новые и новые виртуальные игры, от которых, кажется, просто невозможно отказаться. Но всё чаще можно слышать о вреде компьютерных игр, уже просто все вокруг трубят об этом. И особенно вопрос игровой зависимости беспокоит родителей, чьи чада проводят всё своё свободное время перед монитором компьютера. Чем же, всё-таки, опасны компьютерные игры, какой вред может от них быть?

Среднестатистический человек в возрасте до 21 года в стране с развитой культурой онлайн-игр проводит за компьютером около 10 000 часов. Примерно столько же времени проводит на занятиях за всё время обучения американский школьник, если он не пропускает уроки – такие данные приводит футуролог и геймдизайнер Джейн Мак Гонигал из Института Будущего в Калифорнии.

Как влияет на человека информационный поток, сопоставимый по объёму с системой школьного образования? В самой компьютеризированной стране мира – Южной Корее (где около 85% имеют круглосуточный доступ к Интернету) влияние игр на человека контролируется государством.

Более 50% населения (по данным Korea National Information Society Agency) играют в онлайн-игры, около 6% населения страдают от игровой зависимости. Начиная с трёхлетнего возраста, детей в детских садах учат, как контролировать время общения с электронным устройством. Ожидается, что в эту государственную программу в 2016 году попадут около 90% детей в возрасте от 3 до 5 лет. Для школьников правительство создало «учебные лагеря», куда родители могут насильно поместить ребёнка, который чрезмерно увлекается играми. Для взрослых игроков действует бесплатная служба психологической консультации.

Почему игра, которая ребёнку помогает получать новые знания, развивает моторику и память, начинает разрушать личность? Доктор медицинских наук, профессор, врач психиатр, нарколог, психотерапевт и священник Григорий Григорьев занимается различными «зависимостями» более 35 лет, за это время через доктора Григорьева прошло около 130 000 пациентов, 395 из них страдали зависимостью от азартных игр. Изучая психофизиологические механизмы формирования зависимости о. Григорий пришёл к выводу, что по своему воздействию на организм компьютерные игры очень похожи на игры азартные. И там, и там ключевую роль играет сильный стресс.

По словам священника Григория, для детей стрессом может быть угроза игровой смерти или миссия по спасению мира, возможность реализовать в игре свои комплексы и мечтания. Что плохого в сильном стрессе?

«Стресс – это защитная реакция организма, которая призвана срабатывать только в особо экстремальных ситуациях для того, чтобы помочь человеку выжить, – говорит о. Григорий. – Если за парнем, скажем, погналась собака, и он перепрыгнул через забор, побив при этом мировой рекорд по прыжкам в высоту, то гормоны стресса, с помощью которых он это сделал, спасают ему жизнь».

В качестве примера доктор Григорьев приводит известный ему случай из книги покойного академика А. Ф. Трешникова, когда на Северный полюс высадилась одна из первых групп полярников во главе с Папаниным, люди занялись строительством базы для ночлега, а пилот самолёта стоял под крылом, он почувствовал, что кто-то сзади похлопал его по плечу. Он обернулся и с ужасом увидел перед собой огромного белого медведя, готового на него напасть. В одно мгновение, без разбега, с места, лётчик запрыгнул на крыло самолёта на высоту более двух метров. В этой же экспедиции, по стечению обстоятельств, находился бывший чемпион СССР по прыжкам в высоту. В снегу ему прочистили дорожку для разбега, но он не смог запрыгнуть на крыло.

Если стресс повторять многократно, то может наступить истощение организма. «Стресс снимает защитные физиологические барьеры организма и при передозировке может привести к смерти, – говорит профессор. – Если человека после такого рекордного прыжка через «забор собственных возможностей» ещё раз поставить рядом с оградой и снова пустить злого пса, то резервные возможности человеческого организма могут истощиться и человек может умереть, добежав до цели, как древний марафонский бегун подошёл с известием о победе и умер от физиологической перегрузки. Стресс физиологически необходим для спасения жизни, а не для удовольствия. Для удовлетворения должны включаться нервные клетки центров головного мозга, вырабатывающих гормоны радости, положительные эмоции».

Учёные провели эксперимент над крысами: в мозг грызунов имплантируются электроды и раздражающий «центр радости» приводится в действие нажатием специальной кнопки. Получая удовольствие от физиологического стресса, крыса нажимала кнопку до полного истощения и смерти. Таким образом внутреннее удовлетворение способно разрушить инстинкт самосохранения и привести к истощению и смерти.

Полностью погружаясь в самые сильные игровые переживания, человек стимулирует зону стресса, которая начинает вырабатывать стрессовые гормоны. По мере того, как стимуляция становится систематической, в организме происходит патологическая перестройка. «От стрессовых гормонов человек чувствует как алкогольное опьянение, – объясняет доктор Григорьев. – При игре человек производит и закрепляет в организме механизм немотивированной «радости» от стресса». Но человек, как считает врач, к такому механизму получения удовольствия просто не приспособлен физиологически.

Компьютерные игры – убийцы времени и если рассмотреть онлайн-игры, то здесь во много раз всё хуже, потому что слишком часто это превращается не просто в забаву, а в постоянную направленность всех мыслей. Даже отойдя от компьютера, уйдя на работу или на учёбу, человек будет думать только о том, как бы скорее вернуться обратно в свой маленький компьютерный мирок, где проводят часть своей жизни сотни тысяч таких же как он игроков.

Нельзя обойти вниманием также и наиболее популярную область Интернет-взаимодействия, а именно социальные сети.

 

 

Настоящей проблемой виртуального пространства является возможность создания альтернативного «Я» другой внешности, возраста, профессиональной принадлежности и даже пола и управления впечатлением о себе благодаря невидимости, анонимности пользователя в сети.

Такая возможность бегства из собственного тела приводит к некоторым нежелательным последствиям, например, к отсутствию ответственности !!! в отношениях. Об этом, в частности, ярко свидетельствуют слова японского психиатра Химаншу Тяги: «Это мир, где события происходят стремительно, где все постоянно меняется, где от близкого человека можно избавиться одним щелчком мыши, где в одно мгновение можно уничтожить свой профиль, если он не нравится, и заменить его на более приемлемый».

К сожалению, это может привести к подобной же легкомысленности и неадекватности восприятия людей в реальном бытии. Увы, но реальность гораздо более требовательна, комплексна, ответственна, и поколение XXI века, не представляющее себе жизни без Интернета, рискует столкнуться с разочарованием в сложном материальном мире, оказаться в нём «не в своей тарелке». Разочарование, в свою очередь, даст дополнительный толчок к созданию виртуально-карнавальных образов, не соответствующих реальной идентичности ради бегства от трудностей действительной жизни, и, как следствие, росту Интернет-зависимости, этого идола XXI века (что не может не волновать с духовной точки зрения); а также к ограниченной дееспособности в целом.

Насколько допустимо с точки зрения Христианства создание альтернативного виртуального образа в принципе? По своей сути, создание сетевой идентичности, отличной от реальной (не важно, с какой целью), есть актерство, маскарад. В настоящее время Церковь вразрез с вековой практикой уважительно относится к профессии актера, более того, не считается зазорным играть роли священников или монахов, даже святых. Подвергается ли порицанию пользователь, который экспериментирует со своей личностью в социальных сетях, выражая в различных виртуальных образах многогранность самого себя или желая нового опыта? Конечно, если деятельность индивидуума наносит ущерб другим людям, травмирует их, приносит боль, то это есть явное нарушение заповеди о любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22,39) Очевидно также, что примерять на себя роль женщины, будучи мужчиной или наоборот недопустимо и неприлично для христианина: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор.22,5).

Впрочем, в сети существует и самоидентификация посредством намеренно конфликтного поведения, посредством противопоставления себя сообществу («троллинг»), когда человек с неопределенной идентичностью и слабыми интеллектуальными возможностями предпочитает быть сетевым провокатором, «троллем», чем вообще никем.

Главной целью троллинга является внесение разлада в интернет-общество каким-либо образом. Подстрекательское, саркастическое, провокационное или юмористическое содержание сообщений тролля направлено на то, чтобы склонить других пользователей к вовлечению в бесполезную конфронтацию.

Чем более бурно реагирует сообщество, тем вероятнее дальнейший троллинг со стороны инициатора, поскольку это утверждает его уверенность в том, что определённые действия достигают цели: вызвать хаос.

Особенно неприглядно выглядит одновременная работа нескольких троллей «друг против друга», когда симулируются целые драмы (например, один из троллей «возмущенно» объявляет, что два других – одно лицо), к которым серьезно относятся сторонние наблюдатели.

Вообще соцсети – это постоянно удобряемая почва для разжигания конфликтных ситуаций.

Приведу пример из личной жизни. Во время острых событий недавнего времени, происходивших в стране, я разместил какой-то пост, который вызвал у многих читателей желание поделиться своими мыслями по сути написанного. В итоге между ними разгорелся нешуточный спор, дискуссия превратилась в некий конфликт, люди писали довольно эмоциональные вещи. За каких-нибудь пару часов обсуждение выросло в целую ветку взаимных упреков.

Начали обращаться ко мне как к автору поста. И тогда я объяснил, что пишу не с целью рассорить аудиторию, а чтобы каждый читающий в чем-то нашел для себя пользу. С трудом удалось погасить эту перепалку.

Но это был для меня урок. С тех пор я стал более осторожным пользователем, всегда тщательно фильтрую информацию и анализирую возможные последствия.

Существует еще одна опасность в пользовании соцсетями, которую я  сам в определенной мере прочувствовал: это возможность чрезмерного увлечения. Анализируя самого себя, я осознал, что когда начинаешь просматривать ленту новостей, погружаешься в этот виртуальный мир порой до потери ощущения времени. Необходимо себя держать под контролем, останавливать. Ведь в реальном мире нас тоже ждут какие-то важные вещи.

Думаю, что на этом следует поставить точку. Ведь тогда совсем не останется времени для того, чтобы обсудить ту пользу, которую реально может принести нам Интернет.

Возвратимся вновь к социальным сетям. Я, например, ранее относился к ним совершенно спокойно. В то время, когда у многих моих соратников уже были тысячи подписчиков, меня в виртуальном сообществе вообще не было.

При этом не могу сказать, что у меня в отношении социальных сетей было предубеждение. Просто я не чувствовал в данной активности никакой существенной необходимости для себя. Не видел также и потенциальной пользы для кого-либо от себя.

Но в определенный момент я познакомился с людьми, которые меня аргументированно разубедили в бесполезности сетей, и я зарегистрировался в Фейсбуке и Вконтакте.

Мы ведь можем и вполне хорошими делами заниматься в соцсетях: проповедовать Христа, говорить о непреходящих христианских ценностях. Не вижу ничего плохого в том, чтобы поделиться на своей странице цитатами святых отцов, поздравить друзей с христианским праздником.

Если смотреть на дело под таким углом, даже сомнительная и соблазнительная на первый взгляд активность в виртуальном сообществе может быть полезной для людей, которые это прочитают, прокомментируют, поразмыслят над словами публикации.

Должен заметить, сегодня я встречаю достаточное количество светских людей, которые ведут подобным образом свои страницы. Внешне все очень благообразно и хорошо. Периодически встречаются любопытные и глубокие статьи на интересующие меня темы.

К преимуществам социальных сетей можно отнести и категоризацию человека по различным сообществам в соответствии с его личностными характеристиками и интересами.

Это приводит к обретению новых единомышленников и друзей, расширению кругозора, обогащению знаниями, оперативному доступу к интересующим новостям и приятному времяпрепровождению с действительно интересными пользователю людьми, список которых он формирует сам.

Также участники виртуальных коммуникаций легко получают ценный опыт общения, а для людей с физическими недостатками и дефицитом общения возможности, представляемые социальными сетями, едва ли не единственный способ иметь круг общения и действовать на равных в обществе.

Плюсом социальных сетей также можно назвать возможность мгновенного тиражирования и цитирования событий на огромную аудиторию.

Я неоднократно был свидетелем, когда просьба о помощи больному ребенку или инвалиду моментально подхватывалась целыми сообществами, и нуждающийся оперативно получал все необходимое. Милосердие и взаимовыручка в данном случае имеет серьезную поддержку в социальных сетях на программном уровне.

При правильном подходе соцсети могут принести неоценимую пользу даже в выстраивании отношений и взаимосвязей внутри Церкви. Наглядный пример этому – православная социальная сеть «Елицы».

Рассматривая поток справедливых нареканий на популярные соцсети (включая пустую трату времени в безумных масштабах, массовое отупение в он-лайн играх, стимуляцию худшего, что есть в человеческой природе, вплоть до тяжких уголовных преступлений), можно сказать, что «Елицы» создают нечто принципиально иное.

Расскажу о некоторых практических особенностях, характерных для этой социальной сети.

Во-первых, это функционал страницы церковной общины. Такого нет в других соцсетях. Прихожане теперь всегда в курсе новостей, объявлений прихода, они налаживают личное общение, общаются с настоятелем. Важно и то, что можно организовывать приходские мероприятия, распределять задачи по их выполнению, публиковать отчеты, фотографии. Конечно, все, что происходит на этой странице, контролируется настоятелем прихода или ответственным лицом.

Во-вторых, только в «Елицах» все священнослужители и церковные специалисты (миссионеры, катехизаторы, апологеты) проходят модераторскую проверку для подтверждения их статуса и должности. Это позволяет пользователям быть уверенными в том, что они общаются не с «ряжеными», как это зачастую бывает в других соцсетях, а действительно с представителями Церкви.

В-третьих, сеть открыта для всех: если пользователь хочет только читать, а не публиковать какую-то информацию, для этого не требуется регистрация. Таким образом, все могут увидеть, чем живет Церковь, как проходит общение прихожан. Можно присматриваться к жизни приходов, выбирать тот, что по душе, и при желании войти впоследствии в состав реального, а не виртуального прихода.

Более того, упомянутая социальная сеть способствует сплочению приходской общины.

Ни для кого не секрет, что прихожане зачастую даже не знают имен тех, с кем они стоят рядом в храме на богослужении. «Елицы» дают возможность прихожанам одного храма знакомиться, общаться, сближаться и через оперативную связь в режиме онлайн сохранять чувство соборности, находясь вне церковной ограды. А дальше, при помощи функционала по организации совместных дел и мероприятий, знакомиться ближе и общаться в любое удобное время.

Внебогослужебную жизнь «Елицы» могут сделать по-настоящему яркой и насыщенной. К примеру, в «Елицах» есть функционал организации мероприятий. Можно увидеть, как растет число проведенных приходских мероприятий в тех храмах, которые активно используют соцсеть для развития приходской жизни.

Важно, что теперь у настоятеля и прихожан одного храма появилась возможность не терять связь друг с другом в течение всей недели.

Но в то же время «Елицы» развивают и межприходское общение: часто можно наблюдать как к мероприятию, организованному в сети одним приходом, присоединяются прихожане из соседних храмов.

Недавно, в конце декабря, появилась в «Елицах» и возможность сбора дополнительного финансирования для приходов. Насколько мне известно, к нему подключилось уже большое количество храмов. Суть в том, что теперь настоятель может собирать через сеть целевые пожертвования на нужды прихода. Средства поступают напрямую на расчетный счет храма, который указывается на странице прихода.

 

Выводы

Вряд ли, когда Христос призывал братьев Симона (Петра) и Андрея, бросить свои рыболовецкие сети и пойти ловить человеков, он думал о других сетях, об Интернете. Но тем не менее современная церковь, следуя заветам Христа, должна “ловить человеков” везде, где это только возможно, используя любые способы и пути, чтобы “нести Слово Божие”. Довольно символично, что знак “сети” – две перекрещивающихся веревки – в современном христианстве трактуются как крест (т.е. символ спасения).

Можно вспомнить и еще одну цитату из Библии: “он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному” (Лк.21:35), в которой при желании можно тоже усмотреть косвенное указание на Интернет.

Но дело не в этом: Интернет, мир виртуальный, – такое же поле миссионерской деятельности, как и мир реальный. Поэтому, несмотря на достаточно осторожное отношение православной церкви к новым технологиям, Интернет постепенно становится такой же неотъемлемой частью церковной жизни, как и любые другие средства массовой информации.

При этом цель религиозной деятельности в Интернете одна – борьба за души людей, или, как говорил Христос – “ловить человеков”.

Если говорить о личностоном измерении проблемы, то Интернет в зависимости от того, как им пользоваться, может принести и пользу, и вред.

Все зависит от того, как мы воспринимаем этот ресурс. Если Интернет – для нас важный, но все же инструмент, помогающий в нашей повседневной жизни, то больших проблем ожидать не стоит. Они придут только тогда, когда всемирная паутина превращается для нас в цель существования, в новую реальность, где мы полностью растворяем свою личность в угоду различным виртуальным химерам.

Исходя из этого, я уверен, что человеку, начавшему какие-то духовные поиски, верующему, в первую очередь следует быть внимательным к своему внутреннему состоянию.

Необходимо анализировать, сопоставимы ли его внутренние затраты с полученной пользой. Когда становится понятным, что человек начал чрезмерно увлекаться виртуальным миром, выходит из него уставшим, раздраженным, опустошенным, или, того хуже, впадает в зависимость от пребывания в интернете, нужно остановиться немедленно!

Все-таки это не настоящая жизнь и даже не ее заменитель. Возможно, стоит рассказать об этой проблеме своему духовнику и вместе с ним найти правильное решение. И не побоюсь повториться: всегда и везде следует избегать конфликтов. Даже в соцсетях. Тем более в соцсетях. В них жизнь виртуальная, а конфликты и эмоции самые настоящие.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *