Тишина, размеренность и необходимая для спокойной работы мысли аскетичность – вот что приходит в голову, когда перед тобой раскрываются двери кабинета главы административного аппарата Киевской Митрополии УПЦ, доцента кафедры церковной истории Киевской Духовной Академии, ведущего телепрограммы Украинской православной церкви «Православный вестник» архимандрита Виктора (Коцабы).
Договорившись с о. Виктором о встрече, мы преследовали две цели: вручить ему официальное приглашение на фестиваль «Первомайские Встречи» и побеседовать на чрезвычайно актуальную для нашей молодой аудитории тему. В результате мы осознали значение созданного человеком инструмента общения и поняли, насколько важно не стать его заложником. Мы также вспомнили о настоящей христианской любви, утвердились в необходимости грядущего мероприятия, и теперь пребываем в предвкушении фестивальных духовных бесед с участием архимандрита Виктора.
Приглашаем читателей подслушать наш разговор.
– о. Виктор, мы вдохновлены предложенным вл. Алексеем (Шпаковым) слоганом фестиваля – «христиан узнают по любви». Собственно, наш православный фестиваль и начался с огонька любви, с доброго произволения и желания поучиться терпению к ближним. Общаясь с глухими людьми сердцем, можем ли мы к себе – организаторам – применить эти слова?
– Сам факт проведения этого фестиваля уже является подтверждением данных евангельских слов. Не забывайте, что главные заповеди нашего спасения – это заповеди любви. Можно вновь и вновь проникаться спасительным смыслом заповеди «возлюби ближнего своего…», устремляться к пониманию основополагающего христианского тезиса «Бог есть любовь». Это те столпы, на которых мы должны строить все свое мышление, формировать мировоззрение. Апостол Павел сложил целый гимн любви в своем Первом послании к Коринфянам. Жизнь христианина должна быть свидетельством любви. Мы не можем именоваться христианами и не жить делами любви. Более того, если мы будем истинно жить по любви, для нас не будет границ в выполнении каких-то дел, исчезнут ограничения в возможности самого трудного служения. За примером далеко идти не нужно. Поверьте,что тем, чем занимаетесь вы, не каждый бы хотел заниматься. Человек ведь как размышляет? «Вот, сделаю я какое-либо дело с любовью и во славу Божию. Но вот только не это дело, пожалуй, а другое. Не столь сложное. Но с любовью…». Там, где есть любовь, нет места подобному поиску, нет барьеров. Мы заметим это, если все, что нам Бог посылает, будем пропускать через призму любви. Нельзя в своем христианском служении обходить людей, которых нам послал Бог,не нужно искать более «привлекательных», удобных ближних, чтобы на них исполнить закон любви: такая «любовь» уже обесценилась. Ведь и дворник, и чиновник, и пьяница несут в себе образ Божий. Следует помнить, что человек может вести какую угодно жизнь, но затоптать образ Божий он сам в себе не может. Потому наша любовь должна распространяться на всех. Если мы делаем отличия, то это уже не любовь Христова, мы от нее бесконечно далеки.
Возвращаясь к вопросу, скажу, что сам фестиваль православной глухой молодежи – это проявление той самой Христовой любви. Ведь куда проще было бы просто собрать для некоего полезного время провождения обычную молодежь – православную, слышащую. Это было бы легко. Не сомневаюсь, что подготовка «Первомайских Встреч» сопряжена с трудностями, которых вы не стремитесь избежать. Наоборот, вы находите какие-то подходы, применяете элементы новаторства, открываете новые грани своих возможностей, полезных для дела. Это уже определенная жертва. А христианская любовь всегда жертвенна.
Подготовка к фестивалю, как и другие начинания в отношении глухой паствы, приносит нам много радости, но перед нами возникает ряд вопросов. Тему для бесед мы предложили Вам исходя из интересов нашей неслышащей аудитории.Отец Виктор, ввиду Вашей большой церковно-административной нагрузки вы являетесь весьма заметным священнослужителем. Тенденции современности диктуют необходимость в оперативной реакции на многие события, и, возможно, призывают к большей информационной доступности. Не осталось незамеченным ваше имя в профилях социальных сетей. Ввиду того, что наша особенная молодежь также является активной пользовательской группой, просим рассказатьо Вашем личном опыте в этом отношении. Существуют ли здесь какие-либо опасности?
– Поверьте, я очень осторожный пользователь соцсетей. В то время, когда у многих моих соратников уже были тысячи подписчиков, меня в виртуальном сообществе вообще не было. При этом не могу сказать, что у меня в отношении социальных сетей было предубеждение. Просто я не чувствовал в данной активности никакой существенной необходимости для себя. Не видел также и потенциальной пользы для кого-либо от себя. Но в определенный момент я познакомился с людьми, которые меня аргументированно разубедили в бесполезности сетей, и я зарегистрировался в фейсбуке и в контакте. Я нашел для себя обоснование в том, что так или иначе, все зависит от тех рук, в которые попадает инструмент. Мы ведь можем и вполне хорошими делами заниматься в соцсетях: проповедовать Христа, говорить о непреходящих христианских ценностях. Не вижу ничего плохого в том, чтобы поделиться на своей странице цитатами святых отцов, поздравить друзей с христианским праздником. Если смотреть на дело под таким углом, даже сомнительная и соблазнительная на первый взгляд активность в виртуальном сообществе может быть полезной для людей, которые это прочитают, прокомментируют, поразмыслят над словами публикации. Должен заметить, сегодня я встречаю достаточное количество светских людей, которые ведут подобным образом свои страницы. Внешне все очень благообразно и хорошо. Периодически встречаются любопытные и глубокие статьи на интересующие меня темы.
Однако существует одна опасность в пользовании соцсетями, которую я сам в определенной мере прочувствовал: это возможность чрезмерного увлечения. Анализируя самого себя, я осознал, что когда начинаешь просматривать ленту новостей, погружаешься в этот виртуальный мир порой до потери ощущения времени. Необходимо себя держать под контролем, останавливать. Ведь в реальном мире нас тоже ждут какие-то важные вещи.
Всемирная паутина, подобно вору, крадет самое ценное – наше время. То, которое должно было быть отведено на работу. Или на сон. Согласитесь, весьма неблагоразумно жертвовать временем, отведенным на отдых, в угоду соцсетям.
Второй опасный момент – это постоянно удобряемая почва для разжигания конфликтных ситуаций. Во время острых событий недавнего времени, происходивших в стране, я разместил какой-то пост, который вызвал у многих читателей желание поделиться своими мыслями по сути написанного. В итоге между ними разгорелся нешуточный спор, дискуссия превратилась в некий конфликт, люди писали довольно эмоциональные вещи. За каких-нибудь пару часов обсуждение выросло в целую ветку взаимных упреков. Начали обращаться ко мне как к автору поста. И тогда я объяснил, что пишу не с целью рассорить аудиторию, а чтобы каждый читающий в чем-то нашел для себя пользу. С трудом удалось погасить эту перепалку. Но это был для меня урок. С тех пор я стал более осторожным пользователем, всегда тщательно фильтрую информацию и анализирую возможные последствия. Стараюсь не забывать о том, что у медали две стороны. Пользование таким ресурсом, как соцсети, может способствовать получению информации, поиску единомышленников, а может привлекать людей с противоположными взглядами, раздражать их. Существует еще такая странная категория пользователей, как провокаторы, так называемые виртуальные тролли. Их целью является вывести человека из психологического равновесия, рассердить, спровоцировать агрессию. Таким образом, интернет в зависимости от того, как им пользоваться, может принести и пользу, и вред. Я уверен, что человеку, начавшему какие-то духовные поиски, верующему, в первую очередь следует быть внимательным к своему внутреннему состоянию. Необходимо анализировать, сопоставимы ли его внутренние затраты с полученной пользой. Когда становится понятным, что человек начал чрезмерно увлекаться соцсетями, выходит из них уставшим, раздраженным, опустошенным, или, того хуже, впадает в зависимость от пребывания в интернете, нужно остановиться немедленно! Все-таки это не настоящая жизнь и даже не ее заменитель. Возможно, стоит рассказать об этой проблеме своему духовнику и вместе с ним найти правильное решение. И не побоюсь повториться: всегда и везде следует избегать конфликтов. Даже в соцсетях. Тем более в соцсетях. В них жизнь виртуальная, а конфликты и эмоции самые настоящие.
– Отец Виктор, благодарим за чрезвычайно интересную беседу и ждем Вас на «Первомайских Встречах» для продолжения столь интересной темы.
Автор Е.Полякова