Отрадно наблюдать за тем, как популяризация жестового языка в духовных кругах нашего общества открывает двери многих храмов перед особыми прихожанами.
Милостью Божией сегодня доступны неведомые ранее возможности для глухих людей. Оказывается, столь необходимые для православного христианина таинства, как исповедь, причастие не только вполне доступны для неслышащих, но еще и «отработаны» с оглядкой на особенность контингента. Разумеется, опыт такого рода есть не у всех священнослужителей, и совершенно понятно, что складывался он по крупицам. Сегодня нам удалось получить ценнейший комментарий прот. Григория Крыжановского, который имеет многолетний опыт окормления неслышащей паствы в Свято-Троицком Ионинском монастыре г. Киева.
– о. Григорий, каков Ваш подход к проповеди глухим? Есть ли значимые отличия от проповеди обычным людям
– В наше время уже корректнее говорить не столько об особенностях проповеди людям с нарушением слуха, сколько проповеди как таковой. Прискорбно, но мы живем уже практически в постхристианском обществе. И если содержание проповеди всегда одинаково, то проповедь сегодняшнего дня должна быть особенной по форме, учитывая болезни нашего общества. Когда мы хотим обратиться к группе людей с проповедью, мы делаем это понятным для данной группы языком, используем для общения подходящие инструменты. Если говорить о проповеди для глухих, то это, в первую очередь, жесты и мимика, эмоциональная насыщенность речи. Люди ведь нуждаются в понимании, а не в насаждении каких-то догматов. Очень важно быть внимательным к их восприятию, всегда следует избегать давления. Не забывайте, что и обычным людям, приходящим в храм, зачастую сложно понять догматы православия, воспринять каноны. Одна только тайна Боговоплощения требует размышления длиною в жизнь. Тем не менее, по итогу определенного времени, проведенного с глухой паствой, я вижу: они прекрасно понимают, что Христос есть Человек – Лучший Человек, Первый человек. И вместе с этим Христос есть Бог – всемогущий, всесильный, милующий и помогающий. Каждый проповедник подбирает то, что работает в данной ситуации лучше. Самый лучший инструмент общения – это самый доступный. Таким образом, возвращаясь к вопросу, резюмирую: стандартен ли подход в подготовке проповеди глухим? Не стандартен. Содержание стандартно, подход нет.
– Что Вы учитываете, подготавливая проповедь, ориентированную на неслышащих? Какие инструменты общения с ними прошли проверку временем?
– Основное требование к священнику – сочувствие этим людям, сопереживание, чувствование. Тогда контакт с неслышащими становится возможным и относительно легким. А при содействии Божьей благодати бывает и весьма плодотворным. В некотором смысле подход к глухим людям можно сравнить с подходом к детям. Но не в том, конечно, понимании, что с ними нужно сюсюкать – такой подход не пойдет на пользу ни глухому, ни имиджу проповедника, ни проповеди. Скорее следует работать над тем, чтобы проповедь была доходчивой, доступной, последовательной, взвешенной. На первых этапах целесообразно ввести какой-то понятийный массив, пояснить неслышащим новые жесты, познакомить с церковным лексиконом. На это необходимо потратить время, и, возможно, стоит к этому процессу время от времени возвращаться для закрепления результата. Нужно периодически проверять самих глухих, чтобы иметь понимание того, находимся ли мы с ними в одной плоскости понимания.
С самого начала проповеди глухому я призываю не изобретать велосипед. Нужно говорить о Божественном величии, о Божественном замысле, о смысле жизни человека, о понятиях счастья, любви, бытия, вечной жизни с точки зрения христианского православного вероучения. Есть второстепенные моменты – например, в какое время какого дня проходит служба, что приносить в церковь. Ввиду того, что глухие ограничены по слуху, они с самого детства приобретают навык копировать действия окружающих их людей – естественно, видимые действия. Нам же нужно особое внимание уделить невидимому. То, что в мире слышащих передается с помощью слова, в среде глухих людей передается с помощью жестов. Проповеднику необходимо овладеть жестами самому или привлечь сурдопереводчика, который сможет передать содержание катехизиса, поспособствует становлению в вере глухого человека.
– о. Григорий, очень интересен Ваш подход к организации исповеди глухих людей. Как это происходит в Вашем храме?
– Подготовку к исповеди я рекомендую разделить на 2 части. Наверное, на теоретическую и практическую. В практическом смысле нужно создать глухому комфортные для исповеди условия. Безусловно, взгляд посторонних на его жестикуляцию будет «напрягать» глухого. Он будет гадать, есть ли в толпе те, кто понимают жесты, нервничать, смущаться. Для того чтобы сохранить тайну исповеди и не смутить неслышащего, мы должны найти в храме такое место, где глухой исповедник был бы скрыт от глаз прихожан. Со временем он начнет доверять и священнику, и всему церковному собранию, и его уже не будет беспокоить присутствие других людей. Он даже сможет исповедоваться в общей очереди со слышащими. Но первоначально очень важно индивидуальное, личное общение не на виду.
Что же касается теоретической составляющей подготовки к исповеди, то в русле катехизиса любому человеку – слышащему и глухому – нужно рассказать, как именно человек готовится к исповеди. Донести до него, что для этого нужно благоговение, пост, молитва. Замечу, что многие глухие люди имеют сопутствующие глухоте болезни, среди них нередко встречаются инвалиды. Поэтому благословение на пост каждому дается индивидуально, учитывая особенности здоровья.
Священник отдает себе отчет в том, что исповедь – это шаг к изменению ума, характера человека. От исповеди к исповеди будет постепенно меняться его мировоззрение, подход к жизненным ситуациям, поэтому тут не должно быть спешки. Необходимо запастись терпением и пониманием потребностей глухого. Нередко глухие, обнаруживая, что священник понимает жесты, во время исповеди стараются рассказать о своей жизни вообще, т.е. не просто перечислить грехи. Могут рассказать о своей дочери, сыне, родителях, муже, – о тех, с кем у них конфликтная ситуация. И если со слышащим человеком я стараюсь ограничить длительность исповеди, чтобы он сконцентрировался на грехах, то с глухим, пожалуй, стоит давать возможность выговориться: это поможет установить личностный контакт, укрепить доверие и усилить взаимопонимание.
Автор: Е.Полякова