19 августа православные празднуют Преображение Господне, или, как говорят в народе, Яблочный спас. Но главное событие, которое отмечает 19 августа Церковь, касается вовсе не яблок. И слово “спас”, входящее в народное название праздника Преображения надо бы написать с заглавной буквы – Спас, потому что это сокращение от слова “Спаситель” – одного из имен Бога. Кстати, Иисус по-гречески и означает Спаситель. Так вот, праздник Преображения Господня – это праздник в честь Иисуса Христа, то есть Спасителя. И яблоки здесь дело десятое.
19 августа Церковь вспоминает событие Преображения Христа, произошедшее перед тремя Его учениками – Петром, Иаковом и Иоанном. Дело было на горе Фавор, и этим Своим Преображением Иисус впервые явил ученикам Свою Божественную суть.
В этот день мы читаем в Евангелие.
“Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие”. (Моисей и Илья жили задолго до того, как пришел на землю Иисус Христос. С ними говорил Сам Бог, и поэтому они могли открывать всем Божью волю. Таким людей называют пророками).
Вдруг ученики почувствовали необыкновенную радость, которой раньше никогда не ощущали. В этой радости, в этом свете им хотелось быть вечно. И “Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (шалаша): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии”.
Когда он еще говорил, их покрыло светлое облако, из которого был голос Бога: “Это есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте”.
“И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса”. (Мф.17,1-13)
Иконы праздника обычно изображают именно момент Преображения: Иисус в ореоле “фаворского света” – сияния, увиденного апостолами. Слева и справа от Христа пророки Илия и Моисей. У Моисея в руках “Скрижали завета” – каменные доски с десятью главными законами. А в нижней части иконы – апостолы, павшие ниц и прикрывающие свои лица руками: так нестерпимо ярок свет, устремляющейся к ним в виде изломанных лучей.
Тропарь, глас 7.
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху:/ да возсияет и нам грешным/ свет Твой присносущный,/ молитвами Богородицы,\ Светодавче, слава Тебе.
Ты, Христе Боже, преобразился на горе, показав ученикам славу Твою, насколько они могли её видеть. Пусть и для нас, грешных, воссияет Твой вечный свет, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе