О том, что говорит Библия про глухоту. Воля Божия благоволила так, что великий пророк Моисей, с которым Господь разговаривал “устами к устам”, имел физический недостаток – косноязычие

new_testament_38_iscelenieГлухота, а также слепота – духовные библейские образы, наполняющие Священное Писание; образы духовной деградации, обозначающие полное отрицание Бога, нежелание покаяться и изменить греховный образ жизни. Например, Господь говорит через пророка Исайю: “Пойди, и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их” (Ис. 6, 9–10). Есть и другие параллельные места: “Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал” (Ис. 42, 20). “Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши” (Ис. 43, 8). “У них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат” (Иез. 12, 2).Справедливости ради стоит отметить, что, в отличие от духовной слепоты и глухоты, физическая не воспринимается Библией как недостаток и не вменяется в грех человеку. Когда апостолы спросили Господа о слепорожденном: “Равви, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, не родители его, но для того чтобы на нем явились дела Божии” (Иоан. 9, 2–3). Совершенно естественно, что и глухота как физический недостаток не воспринимается как наказание за грехи. Можно сказать, даже наоборот, уже со времен пророка Моисея Бог заботится о таких людях. В законоположительной книге Левит Господь повелевает евреям: “Не злословь глухого и перед слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Господа Бога твоего” (Лев. 19, 14). Через это повеление звучит призыв оказывать милосердие людям, лишенным зрения и слуха.

04027018Воля Божия благоволила так, что великий пророк Моисей, с которым Господь разговаривал “устами к устам”, также имел физический недостаток – косноязычие. Сейчас оно свойственно многим людям с нарушением слуха. Сам пророк говорит о себе Господу: “Я тяжело говорю и косноязычен” (Исх. 4, 10). В Толковом словаре церковно-славянского языка “косноязычный” означает человека “нескоро говорящего, говорящего медленно, с трудом, не имеющего дар слова”1. По этой причине Моисей попросил у Господа себе помощника, так как боялся, что его не поймут и его слово не будет иметь силу. Если Моисей говорил невнятно и непонятно, то вполне можно сделать предположение, почему Господь дал ему в помощники его двоюродного брата Аарона. Находясь в родственных отношениях и часто общаясь с Моисеем, Аарон мог привыкнуть к его речи, запомнить, какие звуки он произносил нечетко и поэтому мог понимать речь Моисея и доносить его слова людям.

Далее Новозаветное Писание дает яркий пример того, как священник Захария, отец Иоанна Крестителя, в храме объяснялся знаками. Когда Захария “в порядке чреды служил перед Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения …, тогда явился ему Ангел Господень” (Лк. 1, 9. 11) и возвестил о скором рождении сына. За неверие Ангел наказал Захарию: “И вот, ты будешь молчать, и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется за то, что ты не поверил словам моим… Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой” (Лк. 1, 20–23).

Уже 2000 лет назад была какая-то, может быть, примитивная пальцевая азбука, служащая средством общения глухих и немых людей. Священник Захария, возможно, знал эти знаки или придумывал свои, подходящие для объяснения причины своей немоты. Свт. Феофилакт Болгарский пишет: “Захария делал знаки народу, вероятно, вопрошавшему о причине молчания; но так как он не мог говорить, то и объяснял причину знаками”2.

На основании дальнейших событий жизни Захарии: “И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать сына своего” (Лк. 1, 26) можно полагать, что “Захария перестал и слышать, а не только говорить. Иначе, не к чему было бы с ним объясняться знаками, как разговаривают обыкновенно с глухонемыми”3.

Захария общался с народом знаками или жестами, следовательно, и сейчас ничто не препятствует совершать богослужения с сурдопереводом и проводить исповедь на жестовом языке. Также святой Захария может быть молитвенником и покровителем глухих людей, так, как из Евангелия достоверно известно, что Захария был немым, а по толкованию – и глухим.

Господь, исцелил глухого посредством видимых знаков: “отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул, и сказал ему “еффафа”, то есть “отверзись” (Мк. 7, 33–34).

Люди, занимающиеся сурдопедагогикой, прекрасно знают, что глухому человеку легче понимать и воспринимать те предметы, которые он может видеть, и удостовериться в их существовании, поэтому и Господь, чтобы полностью уверить глухого, исцеляя его, влагает персты Свои в уши ему и этим являет исцеление видимым образом, чтобы глухой, еще не слыша слов Христа, мог видимым образом ощутить свое исцеление.

Это исцеление глухонемого также не обошло литургического Предания Церкви. Великий канон прп. Андрея Критского молитвенно возглашает: “…Господь, прокаженныя очисти, слепыя и хромыя просветив исправи, глухие же и немыя… исцели словом”4 (9-я песнь Великого канона во вторник первой седмицы Великого поста). Тема этих исцелений весьма близка св. Андрею, так как он сам до семи лет оставался немым пока не причастился Святых Тела и Крови Христовой.

Симон Петр также делал знак рукой, чтобы ап. Иоанн спросил у Господа, кто предаст Его (Иоанн. 13, 24). Иуда также придумал знак в виде поцелуя, чтобы было легче указать на Господа (Мф. 26, 48).
Апп. Петр и Павел, перед тем как начать свою речь, давали знак рукой (Иоанн. 13, 24; Деян. 12, 17; 13, 16; 21, 40). “Таков был обычай у иудеев, потому и он так же обращается к ним с речью”5, – так объясняет этот поступок свт. Иоанн Златоуст.

До настоящего времени священнослужители используют жестикуляцию во время молитв и проповедей. Например, указывая рукой на аналой с праздничной иконой, начинают рассказывать об этом празднике и его иконографии.

Историк А. П. Лебедев, описывая тяжкие испытания в жизни свт. Иоанна Златоуста, пишет: “Златоуст, услышав слова. Ударил указательным пальцем левой руки (обыкновенный его жест во время размышлений) и отвечал: “не я первый был учителем Евангелия и не я буду последним”6.

Святоотеческое наследие также богато мыслями о глухих людях и проблеме лишения слуха.

Церковный писатель III в. Тертуллиан, размышляя о молитве, утверждает: “Бог призирает не на голос, а на сердце. Даже бог Пифийского оракула и тот говорит: “Я понимаю глухого и слышу даже тех, которые не говорят”7. Это свидетельство важно для нас в том плане, что Тертуллиан здесь говорит о вере язычников, которые, несмотря на свои примитивные взгляды о Творце, не были лишены мысли, что их боги слышат всех людей, и голос в призывании Бога имеет опосредованное значение.

Свт. Григорий Нисский, живший в IV в., говорил об общении с глухими людьми: “С глухими мы разговариваем знаками и жестами не потому, что не имеем голоса, а потому, что бесполезно было бы объясняться словами”8.

Блж. Августин в Исповеди, когда восхваляет милосердие Божие к людям, пишет: “Небо и земля и глухим возвещают хвалы Твои”9 (Исповедь. 10, 6).

Свт. Григорий Богослов в поэме “Советы девственникам” пишет о воздействии нечистых духов на людей, лишенных слуха: “Враг часто врывался через слух даже в глухих”10. Святитель здесь указывает на то, что глухой человек, несмотря на отсутствия слуха, подвержен воздействию греховным соблазнам через зрительное восприятие мира и воздействию злых сил через мысли.

Блж. Иероним об исцелении в Церкви Христовой духовных недугов пишет: “Не могущие прежде глухими ушами слышать слова писаний, теперь радуются о заповедях Божиих…и ясен будет язык немых, уста которых не могли исповедовать единого Господа”11. В данном толковании о глухоте блж. Иеронима ничто не препятствует отнести эти слова к нашей современности, когда глухие люди через сурдобогослужения могут слышать слово Божие.

Евагрий Понтийский восхваляет глухоту ума, так как она, по его мнению, является помощником в молитве. “Стремись к тому, – пишет авва Евагрий, – чтобы во время молитвы ум твой стал глухим и немым, и тогда сможешь молиться” (О молитве, 11)12.

Таким образом, библейское повествование, как и творения святых отцов, на своих страницах не исключают тему глухоты. Она подразделяется у них на духовную и телесную, но духовная глухота понимается как выражение неверия в Бога. Некоторые отцы, в частности Евагрий Понтийский, восхваляют глухоту по отношению к греховным проявлениям ума и души.

Мы выяснили, что в Писании и Предании находятся важные для нас свидетельства о проблеме нарушения слуха и общения между людьми на жестовом языке, поэтому проповедь глухим людям и указание на использование знаков и жестов во время службы и возможность сурдоперевода богослужения невидимо коренится в Библии и церковной традиции.

Это должно воодушевлять современных православных сурдопереводчиков, а слова ап. Павла “для слова Божия нет уз” (2 Тим. 2, 9) стать девизом религиозного просвещения глухих людей.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *